Бюллетень № 4 (34) 2014 "Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов",
издается при поддержки ФГАУ "Федеральный институт развития образования"
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Наименование образовательной организации
Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа)
Название программы
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Срок реализации программы
ФИО, должность разработчика(ов) программы
Город и год разработки программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность и уровень программы
Программа соответствует заявленной направленности ДОД
Обоснованность отнесение программы к заявленному уровню
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Обоснованность актуальности программы. Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам.
В программе должны быть представлены современные идеи и актуальные направления: развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы и др., развития и организации дополнительного образования детей.
Предусмотренность использование программы в др. образовательных системах.
Цель и задачи программы
Сформулированность цели, задачи программы, они согласованы с содержанием и результатами программы.
Цель – общая формулировка образовательных намерений педагога.
Задачи – конкретные «пути» достижения цели.
Отличительные особенности программы
Должны быть изложены основные идеи, на которых базируется программа, обосновано ее своеобразие; принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д.
Должно быть указано, чем отличается программа от существующих в данном направлении.
Обучающиеся по программе
Должны быть охарактеризованы и учтены возрастно-психологические особенности обучающихся.
Должны быть обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся.
Сроки реализации программы
Должна быть заявлена продолжительность образовательного процесса, выделены этапы.
Запланированный срок реализации программы должен быть реален для достижения результатов.
Формы и режим занятий по программе
Выбор форм организации деятельности обучающихся должен быть аргументирован и обоснован.
Обоснованность представленный режим занятий (их количество и периодичность).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Разработанные результаты и способы определения их результативности должны соотносятся с целью и задачами обучения по программе.
Должны быть охарактеризованы предметные, личностные и метапредметные результаты.
Должна быть разработана система оценки предметных, личностных и метапредметных.
Результатов обучения и динамики личностного развития.
Результаты должны быть сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося.
Должно быть определено, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Должны быть разработаны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные заявленному содержанию программы и возрасту обучающихся.
Должен быть разработан мониторинг эффективности реализации программы.
Созданная система оценочных средств должна позволять контролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УТП должно отражать содержание, раскрывать последовательность изучения тем.
УТП должно составлять в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, оформлен в таблице.
УТП должно определять количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия (может включать формы работы и контроля).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Должно быть представлено реферативное описание каждой темы согласно УТП: в теоретической части учебный материал должен раскрываться тезисно и представлять собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической – должны быть перечислены формы практической деятельности детей. Содержание программы должно соответствовать:
поставленной. цели, задачам, указанной направленности и заявленному уровню; современному уровню развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и др. Содержание программы должно быть направлено на: создание условий для личностного развития обучающегося; его позитивную социализацию (все зачеркнутое сюда); социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию личности ребёнка; формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); практико-ориентированных знаний, умений и навыков.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Должна быть описана общая методика работы с обучающимися по программе. Используемые формы, методы и технологии актуальны, должны быть обоснованы, соответствовать возрасту, категории (ОВЗ, одаренные, др.) и возможностям обучающихся; должны быть рассчитаны на формирование и применение практикоориентированных ЗУН. Программа должна быть обеспечена методически, дидактически и технологически (положения, рекомендации, учебные пособия, планы занятий, нагл, материал и др.).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Должна быть представлена совокупность необходимых и достаточных условий для реализации программы. МТБ для реализации программы должна быть обоснована и достаточна. Должны быть представлены современные информационно-методические условия реализации программы (эл. образовательные ресурсы, информационные технологии, использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др )
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы должен быть актуален. Список литературы должен быть составлен для разных категорий участников образовательного процесса. Оформления списка литературы должно соответствовать современным требованиям к оформлению библиографич. ссылок!.
СТИЛЬ И КУЛЬТУРА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ Стилистика изложения программы: официально-деловой стиль документа. Современность и обоснованность использования педагогической терминологии Оптимальность объема программы. Четкая структура и логика изложения.
РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
(по материалам Буловой Л. Н., Кочнева С. В. "Полезные советы по экпертизе образовательных программ")
Модернизация российского образования вышла на новый, очень важный этап, связанный с реализацией нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». На всех уровнях образования предстоит большая работа по созданию комплекса учебно-методических документов, входящих в состав основной образовательной программы. А дополнительному образованию предстоит осваивать подходы к разработке дополнительных общеобразовательных программ, наиболее значимых документов педагога.
Проведенные многочисленные разноуровневые экспертизы образовательных программ позволили выявить ряд типичных ошибок, наиболее часто допускаемых разработчиками. Авторы статьи считают, что, ознакомившись с материалом этой статьи, любой педагог сможет критически посмотреть на свою программу, самостоятельно выявить собственные ошибки и устранить их.
Первая группа ошибок связана с оформлением титульного листа образовательной программы.
Титульный лист — это лицо программы. По его оформлению уже можно судить и об образовательном учреждении и об отношении автора к своей работе.
ОШИБКА 1. Обычно при оформлении титульного листа авторы не указывают все необходимые позиции (Наименование образовательной организации. Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа). Название программы. Возраст детей, на которых рассчитана программа. Срок реализации программы. ФИО, должность разработчиков) программы. Город и год разработки программы).
ОШИБКА 2. При оформлении титульного листа образовательной программы особое внимание необходимо обратить на название программы: Название программы должно быть коротким, емким, отражающим содержание программы. Если название программы носит не предметный, а абстрактный, образный характер («Синяя птица», «Ассоль», «Калейдоскоп»), то требуется дополнительное указание на направление деятельности — «Синяя птица» (хореография).
Названием программы может стать и приоритетная направленность в содержании образовательной деятельности детского объединения — развитие у учащихся каких-либо способностей, коррекционная или адаптационная ориентация (социальная, медицинская, интеллектуальная и т.д.) в работе с отдельными категориями детей. В этом случае разработчику программы следует помнить, что заявленные в названии программы ориентиры должны найти свое отражение в концепции, содержании, методике и результатах образовательного процесса. РЕКОМЕНДУЕМ:
1) при оформлении титульного листа образовательной программы, исходить из общих требований к оформлению ГОСТ Р 6.30-2003.
2) в одном образовательном учреждении титульные листы образовательных программ желательно оформлять однообразно, соблюдая симметричное расположение реквизитов относительно левого и правого полей листа.
Вторая группа ошибок связана с разработкой и оформлением пояснительной записки программы.
Пояснительная записка — первый раздел программы, где необходимо представить основные концептуальные подходы педагога к работе с детьми, которые будут подробно изложены и раскрыты в следующих разделах программы.
Программа должна начинаться с обоснования определения места данного вида деятельности в культуре общества, а также его значение для развития личности ребенка. Нет необходимости рассказывать в программе всю историю развития данного вида деятельности, анализировать его современное состояние и тем более давать свои критические замечания по состоянию всего общества или системы образования. Но обязательно нужно показать, как влияет предлагаемые занятия на формирование личности ребенка в целом, на развитие его общих и специальных способностей.
Обоснование не должно быть очень большим: достаточно будет двух-трех страниц.
ОШИБКА 3. Недостаточная проработанность концепции программы:
— безосновательное утверждение педагогом уникальности своей программы, перевод ее в ряд авторских оригинальных (при недостаточной проработанности литературных источников и знакомства с аналогичными программами);
— неумение обосновать новизну, актуальность, педагогическую целесообразность программы, а также ее отличие от уже существующих программ;
— отсутствие ссылок на источники информации при максимальном использовании текста «чужих» программ;
— несоответствие программы стилю документа, приближенность ее к методическому или учебному пособию, а еще хуже — к публицистическому или художественному тексту изобилующему цитатами и красочными сравнениями.
РЕКОМЕНДУЕМ:
1) Новизна дополнительной образовательной программы предполагает новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.
2) Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться: на анализе социальных проблем; на материалах научных исследований; на анализе педагогического опыта; на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; на современных требованиях модернизации системы образования; на потенциале образовательного учреждения; на социальном заказе муниципального образования и других факторах.
3) Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной программы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
4) Отличие программы от уже существующих — в данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления.
ОШИБКА 4. Неумение авторов формулировать цель и задачи программы:
— слишком большое или необоснованно ограниченное количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме);
— абстрактность цели, ее слишком широкое обобщение, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»);
— подмена целей задачами (путаность между процессом образовательной деятельности и ее результатом);
— выделение только узкопрофессиональных целей (что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования, отношение к нему только как к техническому процессу);
— замена целей педагогическими идеями и принципами (например, целью работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения учащихся»);
— «размельчение» задач на отдельные технологические части, либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов;
— формулирование цели таким образом, что невозможно проверить степень ее достижения;
— несоответствие цели возрасту обучающихся и срокам реализации программы.
РЕКОМЕНДУЕМ:
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо помнить, что цель — это конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики). А в задачах должны быть различимы пути реализации целей. Чтобы правильно сформулировать цели, нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения; но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность — с развитыми творческими способностями, сформулированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам — личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника.
ОШИБКА 5. Неумение авторов формулировать требования к результативности обучения по программе.
— отсутствие показателей результативности обучения детей и критериев их оценки;
— выделение педагогами только узкопрофессиональных знаний, умений, навыков (ЗУН);
— отсутствие в числе ожидаемых результатов развитие у ребенка комплекса личностных качеств: например, нравственно-волевых (воля, терпение, настойчивость); поведенческих (коммуникабельность, ответственность); адаптационных (понимание себя и других, способность к саморазвитию, навыки здорового образа жизни);
— планирование результатов, которые невозможно отследить;
— не указываются способы определения результативности (формы и методы отслеживания результатов) освоения обучающимися содержания программы.
РЕКОМЕНДУЕМ:
Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки воспитанников по итогам каждого года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.
Результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Методика выявления, диагностики и оценки получаемых результатов разрабатывается автором в соответствии с требованиями, принятыми в образовательном учреждении. Это могут быть тесты, проверочные задания, творческие работы, зачетные занятия, экзамены, методы педагогического наблюдения и др.
Педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.
ОШИБКА 6. Несоблюдение санитарно-гигиенических требований к режиму занятий по программе.
— отсутствие принципов формирования учебных групп, форм организации образовательного процесса, режима занятий;
— отсутствие этапов обучения при большом сроке реализации образовательной программы (свыше 5 лет);
— при небольшом сроке реализации программы (.1–3 года) большой возрастной диапазон детей (6–15 лет), а, следовательно, зачастую несоответствие содержания программы, форм и методов обучения возрастным особенностям детей;
— отсутствие краткой характеристики психофизиологических особенностей детей, на которых рассчитана программа, и, как следствие, несоответствие режима занятий, средств и методов обучения, содержания возрастным особенностям детей;
— несоответствие режима занятий (продолжительности одного занятия, недельной учебной и годовой нагрузки на обучающегося) возрастным особенностям детей.
Рекомендуем: При разработке режима занятий детского объединения педагог должен помнить, что реализация его образовательной программы не должна приводить к общему повышению учебой нагрузки и утомляемости детей. Отчасти эта проблема решается путем обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, использование интерактивных способов усвоения образовательного материала, организации форм деятельности, соответствующих возрастным особенностям детей, смены основного вида деятельности. Но этого недостаточно. Педагог также должен учитывать нормативные документы, регламентирующие нагрузку на детей в организованных формах обучения.
Третья группа ошибок связана с разработкой и оформлением учебно-тематического плана программы.
ОШИБКА 7. Вместо учебно-тематического плана в программе представлен календарный план.
Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство: многие авторы при оформлении учебно-тематического плана программы путают его с календарным планом работы на конкретный учебный год, то есть «расписывают» его на каждый месяц с учетом каникулярного времени, а иногда и на каждое занятие.
ОШИБКА 8. Количественные ошибки в учебно-тематическом плане, связанные с подсчетом часов.
— отсутствие разбивки на теоретические и практические виды занятий;
— отсутствие подсчета итогового количества часов на год;
— составление УТЛ не на весь период обучения;
— несоответствие итогового количества часов УТП режиму занятий, описанному автором в Пояснительной записке или гигиеническим требованиям к максимальной нагрузке детей согласно СанПиН.
РЕКОМЕНДУЕМ:
1) Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает перечень разделов, тем и количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.
2) В дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60% на 30%). Также в учебно-тематическом плане необходимо закладывать часы на комплектование группы первого года обучения; на вводное занятие (введение в программу); концертную, выставочную или соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие.
3) При подсчете годового количества часов в УТП автор может воспользоваться простой формулой: Умножить количество часов одного занятия на количество занятий в неделю, на 4 недели (мес. норма), на 9 месяцев (учебн. год).
При педагогической нагрузке 2 часа в неделю — в год 72 часа;
При педагогической нагрузке 4 часа в неделю — в год 144 часа;
При педагогической нагрузке 6 часов в неделю — в год 216 часов.
4) Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (если основной формой занятий являются групповые) или на одного ребенка (если основные занятия — индивидуальные). На каждый год обучения составляется отдельный учебно-тематический план.
Четвертая группа ошибок связана с разработкой и оформлением содержания программы.
ОШИБКА 9. Неумение раскрыть содержание программы в соответствии с учебно-тематическим планом.
— отсутствие содержания курса;
— размещение содержания курса в УТП;
— несоответствие предлагаемого содержания курса возрастной категории детей;
— неумение раскрыть содержание предлагаемого курса «телеграфным» стилем, подмена его методикой обучения.
РЕКОМЕНДУЕМ:
1) Содержание программы раскрывать через краткое описание разделов и тем внутри разделов в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане.
2) Содержание дополнительной образовательной программы необходимо раскрыть (без указания часов) в именительном падеже через краткое (телеграфное) описание разделов и тем внутри разделов.
Пятая группа ошибок связана с разработкой раздела «Методическое обеспечение программы».
ОШИБКА 10.
— отсутствие данного раздела или его частичное освещение в других разделах программы;
— неполноту раскрытия раздела (чаще всего наблюдается отсутствие освещения технологии обучения).
РЕКОМЕНДУЕМ:
1) В этом разделе описываются методы и технологии преподавания. Педагог отвечает на вопросы: Каким образом будут организованы занятия с обучающимися для достижения поставленной в программе цели и получения запланированного результата при наименьших затратах, учете индивидуальных способностей детей, их интересов, потребностей и возможностей? Как излагается теория предмета? Какие предлагаются практические и творческие задания, используются ли определенные технологии и методики (разноуровневого обучения, интенсивного обучения, развивающего обучения, работа по методу проектов и др.), применяются ли авторские методики обучения?
2) В данном разделе указывается:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Шестая группа ошибок связана с разработкой раздела «Условия реализации программы».
ОШИБКА 11. Отсутствие описания всей совокупности условий, необходимых для реализации программы: оборудования, материалов, др.
РЕКОМЕНДУЕМ:
Характеризуя кадровые, финансовые, материально-технические условия реализации программы, можно дать их краткий перечень, в том числе — оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).
Седьмая группа ошибок связана с разработкой раздела «Литература».
ОШИБКА 12. Отсутствие или неправильное оформление списков литературы
РЕКОМЕНДУЕМ:
1) Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
— по общей педагогике;
— по методике данного вида деятельности;
— по методике воспитания;
— по общей и возрастной психологии;
— по теории и истории выбранного вида деятельности;
— опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
2) Желательно, чтобы было приведено два списка:
— литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
— литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
Прежде всего, отмечается слабое представление педагогов о структуре, стиле написания программы. Иногда образовательная программа представляет собой отчет, часто в качестве программы предлагаются поурочные разработки.