Хореография
Объединение "Надежда"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Жизнь в танце"
педагог дополнительного образования Родина Елена Юрьевна
Ёще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю, но и раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Важное значение в хореографии придается музыкально-ритмической деятельности, которая играет большую роль в последующие годы их развития и становления как личности. Ритмические упражнения оказывают влияние на весь психофизический облик человека. Они создают правильные моторные привычки, укрепляют память, устойчивость, сосредоточенность и распределение внимания, стимулируют творческую фантазию. Нервная система, как и мускулатура, поддается развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, танцевать, петь (ритм является базой для всякого искусства: музыки, поэзии, скульптуры, архитектуры и др.). Всем профессиям, трудовым процессам также присущ определенный ритм. Человек, находящий правильный ритм своего действия, затрачивает только нужное количество энергии, и трудовой процесс протекает свободно, успешно, вызывает чувство удовлетворения. Занятия танцами способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, координации движений, пространственной ориентировки, гибкости, а также повышают жизненный тонус и укрепляют здоровье детей. Вместе с тем совершенствуются музыкально-эстетические чувства, чувство ритма, музыкальный слух и память. Занятия танцами способствуют формированию положительных качеств личности. Дети становятся активны, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, учатся совместной деятельности, обладающей важнейшими воспитательными функциями. Большое значение имеют занятия танцами для развития мышления детей. Каждое занятие нужно осознать, понять правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль. Надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Упражнения, направленные на развитие умения контролировать телодвижения, помогают многим ребятам преодолеть закрепощенность. Чувство сотрудничества и гармоничного взаимодействия с группой сверстников в танце придают им уверенность в себе. Именно движение, танец позволяют раскрыться детской душе, дают волю детским чувствам. Ребенок, у которого многое не получается в других видах деятельности, может утвердиться в танце. Данная программа является вариативной, так как ежегодный социальный заказ на репертуар хореографического ансамбля меняется, могут быть внесены изменения и дополнения в содержание тем программы. Образовательная программа отличается от программ специальных учебных заведений, где танец – это сценическое искусство, направление данной программы – это правильная систематическая подготовка воспитанников, где дети показывают хорошие образцы детского современного танца, непринужденного и выразительного.
Изобразительное искусство
Изостудия "Вдохновение"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Открой в себе художника" (7-12 лет)
педагог дополнительного образования Быкова Алла Владиславовна
Школьный учитель, педагог дополнительного образования. Именно на них возлагается главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Об этом сегодня много пишут и говорят. Сфера дополнительного образования самая благоприятная в реализации задач духовно-нравственного развития учащихся. Художественно-эстетическая направленность в настоящее время относится к одной из самых востребованных в системе дополнительного образования детей. Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира. Но как понять красоту? Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит и не реализованными в дальнейшем. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становится, чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. С детства на нас обрушивается поток визуальной информации. Многие вещи остаются для нас непонятны, пока нам кто-нибудь не объяснит их значение. А значит очень важно ещё в детстве научить человека художественному видению, которое даст ему возможность осмысливать образы действительности. Все материальное окружение человека отвечает не только законам целесообразности, но и законам красоты, поэтому развивать художественный вкус очень важно. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного и даже страшного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться. Изучая язык изобразительного искусства, зрительные ориентиры, постигая технику самовыражения, ребенок приобретает уверенность в себе, начинает понимать, что есть гармония, а что – дисгармония. Природа являет нам пример гармоничных сочетаний и соответствий. Как понять на что ты способен, есть ли у тебя к чему-нибудь талант? Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Поэтому возникла необходимость разработать программу «Открой в себе художника», которая ориентирована на приобщение детей к художественному творчеству, развитие их творческих способностей. Она разработана по учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной «Изобразительное искусство» 1–4 классы (М: Дрофа, 2012–2013 гг.) в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования. Также в программу включены уроки из школьной образовательной программы по изобразительному искусству начальной школы Т. Я. Шпикаловой для углубленного изучения русского народного искусства.
Новизна данной программы состоит в том, что: в процессе занятий ребенок каждый раз будет искать свое решение, будет находить способ своего выражения. Задания на занятиях требуют от ребенка определенных усилий и напряжение сознания. Для того чтобы ребенок смог уверенно выражать свои идей и замыслы, он должен сначала овладеть умениями и навыками изобразительного искусства. Поэтому за основу программы «Открой в себе художника» взята школьная программа В. С. Кузина, концепция, которой соответствует концепции данной программы. После овладения ребенком знаний и умений изобразительного искусства он будет более смело искать пути самовыражения в различных техниках. Награда за это – создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином, это повысит его самооценку, повысит его жизненный тонус.
Основная философия программы – любовь к детям, индивидуальный подход к каждому ребенку. Главное для педагога – развивать образное мышление, пробуждать фантазию ребенка, создавать условия для свободного самовыражения. Темы выбраны минимально сюжетные и доступные, чтобы у ребенка не возникло закомплексованности из-за собственной неумелости, чтобы он не робел перед белым листом бумаги. Ребенок сам сравнивает, догадывается, открывает для себя и в себе что-то новое. Программа не рассчитана на то, что все воспитанники станут художниками, но они научаться видеть и понимать искусство. Изостудия – это то место, где должны пробудиться творческие силы души, где через приобщение к прекрасному развивается вкус, утончаются чувства и в конечном итоге формируется личность человека.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Изостудия" (11–18 лет)
педагог дополнительного образования Быкова Алла Владиславовна
Студийная форма работы с детьми и подростками рассматривается, как продуктивная среда в формировании ценностного, индивидуально-личностного отношения к искусству, что является главным направлением эстетического воспитания и художественного образования.
В основе программы лежат 4 взаимосвязанных раздела: рисунок, живопись, композиция, декоративно–прикладное творчество (батик, лепка малых скульптурных форм, роспись витражными красками, коллаж).
Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство. Особая роль рисунка в изобразительном творчестве объясняется тем, что в процессе рисования, прежде всего рисования с натуры, можно непосредственно изучить форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения и изменения формы, светотень, фактуру. Любая композиция начинается с рисунка. Незаменим быстрый рисунок – набросок, зарисовка. Предлагаемый курс рисунка рассчитан на детей 11–16 лет. Средняя группа – 11–13 лет. Старшая группа – 14–17 лет.
Курс по живописи для группы с углубленным изучением изобразительного искусства ставит следующие задачи. По сравнению с обычной программой больше внимания уделяется углубленному анализу основ живописи (хроматические и ахроматические цвета, цветовой тон, колорит и т. д.), методам и приемам работы гуашью и акварелью, передаче средствами живописи формы, объема, пространства, цветовой окраски и фактуры предметов. При возможности проводятся занятия на воздухе (пленэр) на участке при ДДЮТ, в парке. Писать красками – это значит, видеть всю сложность цветовых взаимоотношений. Учащийся должен научиться вести последовательную работу над натюрмортом: закомпоновать, конструктивно построить, завершить работу в цвете. Все сведения даются в процессе практической работы над постановкой, а также при разборе и осуждении произведений классической живописи и современных художников.
Важным разделом в формировании художественно-образного мышления у детей является работа над композицией. В изостудии учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции (ритмом, симметрией, ассиметрией, пропорциями и т. д.) и средствами выражения своих замыслов (графическими, пластическими и т. д.), приучаются самостоятельно выполнять композиционное задание на основе жизненных наблюдений. Учащиеся должны делать наброски с натуры и по памяти, собирать материал для композиции. Необходимо подвести учащихся к сознательному выбору материала, наиболее отвечающему замыслу. Внимание уделяется каждому учащемуся, учитывая его возраст, индивидуальные наклонности, оказывается практическая помощь в пластическом решении композиции, а также выборе темы для композиции. Для лучшего усвоения материала некоторые задания повторяются из предыдущего курса для младшей возрастной группы, но в более усложненном виде. Требования к учащимся в средней и старшей группе возрастают. В последнем году обучения происходит окончательное закрепление навыков, знаний, приобретенных за время пребывания в изостудии.
Раздел «Декоративно-прикладное искусство» готовит учащихся к пониманию художественных образов в искусстве и знакомит с различными средствами их выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся формируется интерес к собственной изобразительной деятельности. Декоративно-прикладное искусство – искусство создания художественной вещи в разных материалах (фарфор, металл, дерево, ткань, кожа и т. д.); единство красоты и пользы, духовного и материального, национального и общечеловеческого. Раздел «ДПИ» в программе «Изостудия», предусматривает изучение техники «батик», лепка малых скульптурных форм из глины и соленого теста, роспись витражными красками по стеклу, коллаж и др.
Вокальное искусство
Объединение "Пой, гитара"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Пой, гитара"
педагог дополнительного образования Шамин Виталий Николаевич
Данная программа рассчитана на три года обучения, возможна работа на более длительный срок. Предусмотрена работа с детьми и подростками с 10 до 18 лет. Программа имеет свои особенности, так как в неё включена как теоретическая, так и практическая часть вопросов, с преобладанием практических. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание ребёнка, его интерес, возможности, способности, психологические особенности. В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети знакомятся с лучшими образцами мирового искусства, имеют возможность творческого самовыражения, осознают свою значимость в коллективе. В объединение принимаются дети в возрасте от 10 до 18 лет по желанию, на основании проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Возможен приём в течение года.
Первый год обучения включает в себя общие занятия, теорию и сольфеджио. Индивидуальные занятия: вокал и инструменты. Второй год обучения: теория и сольфеджио, ансамбль — общие занятия. Индивидуальные занятия: вокал и инструменты. Третий год обучения: индивидуальные занятия; вокал, инструменты, сольфеджио, дифференцированно: теория и сольфеджио.
Общие занятия: ансамбль, постановка концертных выступлений.
Основу учебно-воспитательной работы составляет овладение инструментами с параллельным изучением музыкальной грамоты, развитием музыкальных способностей и вокальных данных. Обучение одновременному пению и аккомпанементу проводится на основе авторских песен, имеющих ценность текста, зовущих к размышлению и наиболее лёгких в гармоническом изложении, удобных по тесситуре для голоса. Ребята учатся в своём исполнении раскрывать творческий замысел автора, добиваться звука, интонирования, естественности звучания.
В программе предусмотрена система работы с родителями, общественностью, концертно-просветительская деятельность через организацию конкурсов исполнителей внутри коллектива, музыкальных вечеров, участие в городских и районных смотрах и праздниках. Для успешного обучения имеются: студия, необходимые инструменты: фортепиано, акустические и электрогитары, электроклавишные инструменты, ударная установка, микрофоны, усилители микшерный пульт, акустическая система, компьютер.
Студия эстрадной песни "Изюминка"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "С песней - в страну Вообразилию"
педагог дополнительного образования Житенёва Юлия Марковна
В процессе вокального обучения в студии участники не только приобретают знание о певческом голосообразовании и у них формируются вокально-технические, художественные навыки, но и развивается певческий голос, исполнительские задатки, музыкально-эстетический вкус, умственные способности: память, мышление, воображение, речь, нравственные чувства.
В программу обучения входят:
постановка и развитие певческого голоса, дыхание, умение петь соло и в ансамбле;
изучение основ музыкальной грамоты, развитие мелодического, гармонического и ритмического слуха;
сценическое движение и основы хореографии;
основы эстрадного пения, работа с микрофоном.
В программу вокального обучения входит не только овладение певческими навыками, но и охрана детских голосов, которая сводится:
к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в повседневной жизни;
к воспитанию правильных певческих навыков;
к необходимому режиму во время занятий пением;
к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися вокальными данными.
Занятия в вокальной студии «Изюминкаа» органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией.
Главной особенностью пятилетней программы является то, что она рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с детьми от 3-х до 15 лет. То есть, за большой промежуток времени отслеживается музыкальное развитие ребёнка от самых азов в дошкольном возрасте до определённого профессионального роста в подростковом возрасте. Ещё одной отличительной особенностью данной образовательной программы является скоординированная деятельность всех направлений деятельности в студии (вокал, танец, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, подбираются необходимые развивающие упражнения, и составляется вокальный репертуар каждому воспитаннику коллектива.
Объединение "Народные забавы"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Хоровод творчества"
педагог дополнительного образования Краснова Елена Павловна
Объединение "Театр"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Театр"
педагог дополнительного образования Оставненко Елена Станиславовна
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Да, театр требует игры. Игра является стимулятором, вызывающей на творчество. «Ожившие роли будят у ребенка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем сыграть роль, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребенка. Овладение речью позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.
Новизна программы состоит в том, что способствует подъёму духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Театральное творчество не только активизирует интерес воспитанника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе, учат воспитанников общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают занятиям привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.
С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа.
В процессе занятий ребенок осознает, что необходимо уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовать фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.