МАОУ ДОД "ДДЮТ" Суббота, 27.04.2024, 08:25

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная| Методист советует| Мой профиль| Регистрация| Выход| Вход
Меню сайта

Наш опрос
Довольны ли Вы работой ДДЮТ
Всего ответов: 60

 

Бюллетень № 4 (34) 2014 "Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов",
издается при поддержки ФГАУ "Федеральный институт развития образования"

СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Наименование образовательной организации
Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа)
Название программы
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Срок реализации программы
ФИО, должность разработчика(ов) программы
Город и год разработки программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность и уровень программы
Программа соответствует заявленной направленности ДОД
Обоснованность отнесение программы к заявленному уровню
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Обоснованность актуальности программы. Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам.
В программе должны быть представлены современные идеи и актуальные направления: развития науки, техники, культуры, экономики, социальной сферы и др., развития и организации дополнительного образования детей.
Предусмотренность использование программы в др. образовательных системах.
Цель и задачи программы
Сформулированность цели, задачи программы, они согласованы с содержанием и результатами программы.
Цель – общая формулировка образовательных намерений педагога.
Задачи – конкретные «пути» достижения цели.
Отличительные особенности программы
Должны быть изложены основные идеи, на которых базируется программа, обосновано ее своеобразие; принципы отбора содержания, ключевые понятия и т.д.
Должно быть указано, чем отличается программа от существующих в данном направлении.
Обучающиеся по программе
Должны быть охарактеризованы и учтены возрастно-психологические особенности обучающихся.
Должны быть обоснованы принципы формирования групп, количество обучающихся.
Сроки реализации программы
Должна быть заявлена продолжительность образовательного процесса, выделены этапы.
Запланированный срок реализации программы должен быть реален для достижения результатов.
Формы и режим занятий по программе
Выбор форм организации деятельности обучающихся должен быть аргументирован и обоснован.
Обоснованность представленный режим занятий (их количество и периодичность).
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Разработанные результаты и способы определения их результативности должны соотносятся с целью и задачами обучения по программе.
Должны быть охарактеризованы предметные, личностные и метапредметные результаты.
Должна быть разработана система оценки предметных, личностных и метапредметных.
Результатов обучения и динамики личностного развития.
Результаты должны быть сформулированы четко и конкретно: перечислены приобретаемые знания, умения и качества личности обучающегося.
Должно быть определено, как обучающиеся будут демонстрировать приобретенные знания и умения по программе и свои достижения.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Должны быть разработаны формы промежуточной и итоговой аттестации, адекватные заявленному содержанию программы и возрасту обучающихся.
Должен быть разработан мониторинг эффективности реализации программы.
Созданная система оценочных средств должна позволять контролировать каждый заявленный результат обучения, измерить его и оценить.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УТП должно отражать содержание, раскрывать последовательность изучения тем.
УТП должно составлять в соответствии с заявленными сроками и этапами на весь период обучения, оформлен в таблице.
УТП должно определять количество часов по каждой теме с распределением на теоретические и практические занятия (может включать формы работы и контроля).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Должно быть представлено реферативное описание каждой темы согласно УТП: в теоретической части учебный материал должен раскрываться тезисно и представлять собой объем информации, которым сможет овладеть обучающийся; в практической – должны быть перечислены формы практической деятельности детей. Содержание программы должно соответствовать:
поставленной. цели, задачам, указанной направленности и заявленному уровню; современному уровню развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы и др. Содержание программы должно быть направлено на: создание условий для личностного развития обучающегося; его позитивную социализацию (все зачеркнутое сюда); социальное, культурное, профес­сиональное самоопределение и творческую самореализацию личности ребёнка; формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); практико-ориентированных знаний, умений и навыков.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Должна быть описана общая методика работы с обучающимися по программе. Используемые формы, методы и технологии актуальны, должны быть обоснованы, соответствовать возрасту, категории (ОВЗ, одаренные, др.) и возможностям обучающихся; должны быть рассчитаны на формирование и применение практикоориентированных ЗУН. Программа должна быть обеспечена методически, дидактически и технологически (положения, рекомендации, учебные пособия, планы занятий, нагл, материал и др.).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Должна быть представлена совокупность необходимых и достаточных условий для реализации программы. МТБ для реализации программы должна быть обоснована и достаточна. Должны быть представлены современные информационно-методические условия реализации программы (эл. образовательные ресурсы, информационные технологии, использование инфраструктуры учреждения и района: библиотеки, музеи и др )
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы должен быть актуален. Список литературы должен быть составлен для разных категорий участников образовательного процесса. Оформления списка литературы должно соответствовать современным требованиям к оформлению библиографич. ссылок!.
СТИЛЬ И КУЛЬТУРА ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ Стилистика изложения программы: официально-деловой стиль документа. Современность и обоснованность использования педагогической терминологии Оптимальность объема программы. Четкая структура и логика изложения.

РЕКОМЕНДАЦИИ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
(по материалам Буловой Л. Н., Кочнева С. В. "Полезные советы по экпертизе образовательных программ") 

Модернизация российского образования выш­ла на новый, очень важный этап, связанный с реализацией нового Закона «Об образовании в Рос­сийской Федерации». На всех уровнях образова­ния предстоит большая работа по созданию комп­лекса учебно-методических документов, входя­щих в состав основной образовательной програм­мы. А дополнительному образованию предстоит осваивать подходы к разработке дополнительных общеобразовательных программ, наиболее зна­чимых документов педагога.
Проведенные многочисленные разноуровневые экспертизы образовательных программ позволи­ли выявить ряд типичных ошибок, наиболее час­то допускаемых разработчиками. Авторы статьи считают, что, ознакомившись с материалом этой статьи, любой педагог сможет критически посмот­реть на свою программу, самостоятельно выя­вить собственные ошибки и устранить их.
Первая группа ошибок связана с оформлением титульного листа образовательной программы.
Титульный лист — это лицо программы. По его оформлению уже можно судить и об образова­тельном учреждении и об отношении автора к своей работе.
ОШИБКА 1. Обычно при оформлении титуль­ного листа авторы не указывают все необходимые позиции (Наименование образовательной орга­низации. Гриф утверждения программы (с указа­нием даты и номера приказа). Название програм­мы. Возраст детей, на которых рассчитана про­грамма. Срок реализации программы. ФИО, дол­жность разработчиков) программы. Город и год разработки  программы).
ОШИБКА 2. При оформлении титульного лис­та образовательной программы особое внимание необходимо обратить на название программы: На­звание программы должно быть коротким, ем­ким, отражающим содержание программы. Если название программы носит не предметный, а аб­страктный, образный характер («Синяя птица», «Ассоль», «Калейдоскоп»), то требуется допол­нительное указание на направление деятельнос­ти — «Синяя птица» (хореография).
Названием программы может стать и приоритетная направленность в содержании образова­тельной деятельности детского объединения — развитие у учащихся каких-либо способностей, коррекционная или адаптационная ориентация (социальная, медицинская, интеллектуальная и т.д.) в работе с отдельными категориями детей. В этом случае разработчику программы следует помнить, что заявленные в названии программы ориентиры должны найти свое отражение в кон­цепции, содержании, методике и результатах об­разовательного процесса. РЕКОМЕНДУЕМ:
1)      при оформлении титульного листа образова­тельной программы, исходить из общих требова­ний к оформлению ГОСТ Р 6.30-2003.
2)  в одном образовательном учреждении ти­тульные листы образовательных программ же­лательно оформлять однообразно, соблюдая сим­метричное расположение реквизитов относитель­но левого и правого полей листа.
Вторая группа ошибок связана с разработкой и оформлением пояснительной записки програм­мы.
Пояснительная записка — первый раздел про­граммы, где необходимо представить основные концептуальные подходы педагога к работе с деть­ми, которые будут подробно изложены и раскры­ты в следующих разделах программы.
Программа должна начинаться с обоснования определения места данного вида деятельности в культуре общества, а также его значение для раз­вития личности ребенка. Нет необходимости рас­сказывать в программе всю историю развития данного вида деятельности, анализировать его со­временное состояние и тем более давать свои кри­тические замечания по состоянию всего общества или системы образования. Но обязательно нужно показать, как влияет предлагаемые занятия на формирование личности ребенка в целом, на раз­витие его общих и специальных способностей.
Обоснование не должно быть очень большим: достаточно будет двух-трех страниц.
ОШИБКА 3. Недостаточная проработанность концепции программы:
—          безосновательное утверждение педагогом уникальности своей программы, перевод ее в ряд авторских оригинальных (при недостаточной проработанности литературных источников и знакомства с аналогичными программами);
—  неумение обосновать новизну, актуальность, педагогическую целесообразность программы, а также ее отличие от уже существующих про­грамм;
—  отсутствие ссылок на источники информа­ции при максимальном использовании текста «чу­жих» программ;
—  несоответствие программы стилю докумен­та, приближенность ее к методическому или учебному пособию, а еще хуже — к публицистическо­му или художественному тексту изобилующему цитатами и красочными сравнениями.
РЕКОМЕНДУЕМ:
1) Новизна дополнительной образовательной программы предполагает новое решение проблем дополнительного образования; новые методики преподавания; новые педагогические технологии в проведении занятий; нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации про­граммы и т.д. 
2)   Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Акту­альность может базироваться: на анализе соци­альных проблем; на материалах научных иссле­дований; на анализе педагогического опыта; на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги; на со­временных требованиях модернизации системы образования; на потенциале образовательного учреждения; на социальном заказе муниципаль­ного образования и других факторах. 
3)   Педагогическая целесообразность подчерки­вает прагматическую важность взаимосвязи вы­строенной системы процессов обучения, разви­тия, воспитания и их обеспечения. В этой части пояснительной записки нужно дать аргументиро­ванное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной образовательной про­граммы, а конкретно, в соответствии с целями и задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации об­разовательного процесса.
4)   Отличие программы от уже существующих — в данном подразделе следует описать наличие предшествующих аналогичных дополнительных образовательных программ и отличие данной про­граммы от программ других авторов, чей опыт использован и обобщён. Нужно указать, как в дан­ной программе расставлены акценты, какие выб­раны приоритетные направления.
ОШИБКА 4. Неумение авторов формулировать цель и задачи программы:
— слишком большое или необоснованно огра­ниченное количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме);
— абстрактность цели, ее слишком широкое обобщение, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»);
— подмена целей задачами (путаность между процессом образовательной деятельности и ее ре­зультатом);
— выделение только узкопрофессиональных целей (что предполагает недооценку воспитатель­ной роли дополнительного образования, отноше­ние к нему только как к техническому процессу);
— замена целей педагогическими идеями и прин­ципами (например, целью работы детского объе­динения декларируется «создание условий для со­знательного самоопределения учащихся»);
— «размельчение» задач на отдельные техно­логические части, либо, наоборот, их неоправдан­ное расширение до неконтролируемых объемов;
— формулирование цели таким образом, что невозможно проверить степень ее достижения;
— несоответствие цели возрасту обучающихся и срокам реализации программы.
РЕКОМЕНДУЕМ:
Чтобы избежать подобных ошибок, необходи­мо помнить, что цель — это конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее дос­тижения (с помощью различных средств педаго­гической диагностики). А в задачах должны быть различимы пути реализации целей. Чтобы пра­вильно сформулировать цели, нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения; но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность — с развитыми творческими способно­стями, сформулированными профессиональны­ми умениями и социально значимыми личност­ными качествами. Затем охарактеризовать ре­бенка по определенным параметрам — личност­ным, профессиональным и общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника.
ОШИБКА 5. Неумение авторов формулировать требования к результативности обучения по про­грамме.
—  отсутствие показателей результативности обучения детей и критериев их оценки;
—  выделение педагогами только узкопрофесси­ональных знаний, умений, навыков (ЗУН);
—  отсутствие в числе ожидаемых результатов развитие у ребенка комплекса личностных ка­честв: например, нравственно-волевых (воля, тер­пение, настойчивость); поведенческих (коммуни­кабельность, ответственность); адаптационных (понимание себя и других, способность к самораз­витию, навыки здорового образа жизни);
—  планирование результатов, которые невоз­можно отследить;
—  не указываются способы определения резуль­тативности (формы и методы отслеживания ре­зультатов) освоения обучающимися содержания программы.
РЕКОМЕНДУЕМ:
Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожи­даемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чте­нию», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать». 
Педагог должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются воспитанники на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в образовательной программе необходи­мо прописать конкретные знания, умения, навы­ки воспитанников по итогам каждого года обуче­ния. Желательно выделить прогнозируемые ре­зультаты воспитания и развития ребенка.
Результаты должны быть соотнесены с целями программы, быть реальными и проверяемыми. Методика выявления, диагностики и оценки по­лучаемых результатов разрабатывается автором в соответствии с требованиями, принятыми в об­разовательном учреждении. Это могут быть тес­ты, проверочные задания, творческие работы, за­четные занятия, экзамены, методы педагогичес­кого наблюдения и др. 
Педагогу нужно проверить, отражает ли спрог­нозированный ожидаемый результат выполне­ние поставленных ранее задач.
ОШИБКА 6. Несоблюдение санитарно-гигие­нических требований к режиму занятий по про­грамме. 
—  отсутствие принципов формирования учеб­ных групп, форм организации образовательного процесса, режима занятий;
—  отсутствие этапов обучения при большом сроке реализации образовательной программы (свыше 5 лет);
—  при небольшом сроке реализации програм­мы (.1–3 года) большой возрастной диапазон детей (6–15 лет), а, следовательно, зачастую несоответствие содержания программы, форм и методов обучения возрастным особенностям де­тей;
—  отсутствие краткой характеристики психо­физиологических особенностей детей, на кото­рых рассчитана программа, и, как следствие, не­соответствие режима занятий, средств и методов обучения, содержания возрастным особенностям детей;
—  несоответствие режима занятий (продолжи­тельности одного занятия, недельной учебной и годовой нагрузки на обучающегося) возрастным особенностям детей.
Рекомендуем: При разработке режима занятий детского объединения педагог должен помнить, что реализация его образовательной программы не должна приводить к общему повышению уче­бой нагрузки и утомляемости детей. Отчасти эта проблема решается путем обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, ис­пользование интерактивных способов усвоения образовательного материала, организации форм деятельности, соответствующих возрастным осо­бенностям детей, смены основного вида деятель­ности. Но этого недостаточно. Педагог также дол­жен учитывать нормативные документы, регла­ментирующие нагрузку на детей в организован­ных формах обучения.
Третья группа ошибок связана с разработкой и оформлением учебно-тематического плана про­граммы.
ОШИБКА 7. Вместо учебно-тематического пла­на в программе представлен календарный план.
Необходимо обратить внимание еще на одно обстоятельство: многие авторы при оформлении учебно-тематического плана программы путают его с календарным планом работы на конкретный учебный год, то есть «расписывают» его на каж­дый месяц с учетом каникулярного времени, а иногда и на каждое занятие.
ОШИБКА 8. Количественные ошибки в учеб­но-тематическом плане, связанные с подсчетом часов.
—  отсутствие разбивки на теоретические и прак­тические виды занятий;
—  отсутствие подсчета итогового количества часов на год;
—  составление УТЛ не на весь период обучения;
—  несоответствие итогового количества часов УТП режиму занятий, описанному автором в По­яснительной записке или гигиеническим требо­ваниям к максимальной нагрузке детей согласно СанПиН.
РЕКОМЕНДУЕМ:
1)       Учебно-тематический план оформляется в виде таблицы, которая включает перечень разде­лов, тем и количество часов по каждой теме с раз­бивкой их на теоретические и практические виды занятий.
2)       В дополнительном образовании практичес­кая деятельность детей на занятиях должна пре­обладать над теорией (в примерном соотношении 60% на 30%). Также в учебно-тематическом пла­не необходимо закладывать часы на комплекто­вание группы первого года обучения; на вводное занятие (введение в программу); концертную, выставочную или соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательно­го характера; итоговое занятие, отчетное мероп­риятие.
3)           При подсчете годового количества часов в УТП автор может воспользоваться простой формулой: Умножить количество часов одного заня­тия на количество занятий в неделю, на 4 недели (мес. норма), на 9 месяцев (учебн. год).
При педагогической нагрузке 2 часа в неделю — в год 72 часа;
При педагогической нагрузке 4 часа в неделю — в год 144 часа;
При педагогической нагрузке 6 часов в неделю — в год 216 часов.
4)           Количество часов в учебно-тематическом плане ведется из расчета на одну учебную группу (если основной формой занятий являются групповые) или на одного ребенка (если основные занятия — индивидуальные). На каждый год обучения составляется отдельный учебно-тематический план.
Четвертая группа ошибок связана с разработкой и оформлением содержания программы.
ОШИБКА 9. Неумение раскрыть содержание программы в соответствии с учебно-тематичес­ким планом.
—  отсутствие содержания курса;
—  размещение содержания курса в УТП;
—  несоответствие предлагаемого содержания курса   возрастной категории детей;
—  неумение раскрыть содержание предлагае­мого курса «телеграфным» стилем, подмена его методикой обучения.
РЕКОМЕНДУЕМ:
1)       Содержание программы раскрывать через краткое описание разделов и тем внутри разделов в том порядке, в котором они представлены в учеб­но-тематическом плане.
2)   Содержание дополнительной образователь­ной программы необходимо раскрыть (без указа­ния часов) в именительном падеже через краткое (телеграфное) описание разделов и тем внутри разделов.
Пятая группа ошибок связана с разработкой раздела «Методическое обеспечение программы».
ОШИБКА 10.

—  отсутствие данного раздела или его частич­ное освещение в других разделах программы;
—  неполноту раскрытия раздела (чаще всего наблюдается отсутствие освещения технологии обучения).
РЕКОМЕНДУЕМ:
1)     В этом разделе описываются методы и техно­логии преподавания. Педагог отвечает на вопро­сы: Каким образом будут организованы занятия с обучающимися для достижения поставленной в программе цели и получения запланированного результата при наименьших затратах, учете ин­дивидуальных способностей детей, их интересов, потребностей и возможностей? Как излагается теория предмета? Какие предлагаются практи­ческие и творческие задания, используются ли определенные технологии и методики (разноуровневого обучения, интенсивного обучения, разви­вающего обучения, работа по методу проектов и др.), применяются ли авторские методики обуче­ния?
2)     В данном разделе указывается:
—          обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);
—  рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке эксперимен­тов или опытов и т. д.;
—  дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
Шестая группа ошибок связана с разработкой раздела «Условия реализации программы».
ОШИБКА 11. Отсутствие описания всей сово­купности условий, необходимых для реализации программы: оборудования, материалов, др.
РЕКОМЕНДУЕМ:
Характеризуя кадровые, финансовые, матери­ально-технические условия реализации програм­мы, можно дать их краткий перечень, в том числе — оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расче­те на количество обучающихся).
Седьмая группа ошибок связана с разработкой раздела  «Литература».
ОШИБКА 12. Отсутствие или неправильное оформление списков литературы
РЕКОМЕНДУЕМ:
1)           Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:
—  по общей педагогике;
—  по методике данного вида деятельности;
—  по методике воспитания;
—  по общей и возрастной психологии;
—  по теории и истории выбранного вида дея­тельности;
—  опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
2)           Желательно, чтобы было приведено два списка:
—  литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образова­тельного процесса;
—  литература, рекомендуемая для детей и ро­дителей по данной программе.
Прежде всего, отмечается слабое представле­ние педагогов о структуре, стиле написания про­граммы. Иногда образовательная программа представляет собой отчет, часто в качестве про­граммы предлагаются поурочные разработки.

 

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz