дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Краеведение"
педагог дополнительного образования Максименко Надежда Георгиевна
Краеведение – всегда играло важную роль в жизни народа, в развитии творческих начал, в передаче исторического опыта, опыта эмоционально-целостного отношения к миру, в воспитании любви к малой и большой Родине. На всех этапах исторического развития России краеведение является одной из важных дисциплин, поэтому трудно представить современного человека, который может обходиться без знания жизни родного края. Сейчас мы приходим к осмыслению того, что понять и узнать историю можно через понимание и знание истории семьи, своей школы, села, города, края, от чего история страны становится ближе и понятнее.
Знание жизни родного края делает жизнь понятнее, содержательнее, разностороннее, интереснее, помогает разобраться в происходящих вокруг событиях, побуждает в сердце глубокие человеческие чувства. Так краеведение становится учебником жизни, оно должно занять прочное место в учебно-воспитательном процессе.
Краеведение дает возможность ознакомиться с духовным миром, бытом, нравами, традициями, как своего народа, так и других народов. Национальное наследие любого народа есть его главная духовная ценность. Поэтому в любой национальной школе значительное место должно отводиться краеведению.
Программа курса построена с учетом реализации научных основ содержания краеведения, раскрытие методов краеведческого познания (картографического, исторического, статистического и др.), широкого использования источников краеведческой информации (архивных документов, воспоминаний, фотографий, статистической документации). Программа предусматривает и практические работы, направленные на организацию деятельности учащихся, отработку их умений.
В качестве основных методов реализации практической части программы рекомендуется организация самостоятельной исследовательской работы учащихся как индивидуальной, так и групповой. Выводы о причинах и следствиях различных социальных, исторических проблем, самостоятельно сделанных учащимися в ходе исследований, окажутся наиболее убедительными. Это повысит познавательный интерес школьников, заставит их задуматься о своем предназначении и покажет им практическую значимость приобретенных знаний, умений и навыков. Практические занятия могут представлять собою семинары, защиту и обсуждение рефератов, посещение музеев, выставок, памятных мест, встречи с участниками каких-либо исторических событий.