НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Объединение "Фотообъектив"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Азбука фототворчества"
педагог дополнительного образования Некрасова Наталия Борисовна
На вопрос, что такое фотография, можно ответить, что это – рисование светом, то есть фиксация изображения с помощью физико-химических свойств света. А, по словам Ламартина, фотография – это «искусство, призванное сотрудничать с солнцем». В русском языке есть два на первый взгляд близких, слова «смотреть» и «видеть». Но как показывает практика, «смотреть» еще не значит «видеть». Кто же делает выбор? Глаз? Нет. Окончательное решение принимает мозг, исходя из эстетического, чувственного и жизненного опыта каждого конкретного человека. Данная программа рассчитана на постоянный контингент учащихся в течение двух лет. Учащиеся делятся на две группы: 1-го и 2-го года обучения. При формировании групп учитывается возраст обучающихся, а также межличностные взаимоотношения. В работе с детьми младшей группы (3–6 классы) учитывая то, что они еще достаточно малы и далеки от глобальных проблем. Рассчитана на детей от 9 лет до 17 лет. Набор детей в объединение проводится по желанию, без специального отбора. Программа учитывает возможность проведения занятий два раза в неделю по два часа для кружковцев первого года обучения и три раза в неделю по два часа для кружковцев второго года обучения. Занятия проходят в специально оборудованном кабинете. Программа рассчитана на двухгодичное обучение фото мастерству, с коллективной методикой обучения. Направленность программы по содержанию является научно-технической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации – групповой, по времени реализации – двухгодичной. Программа носит вариативный характер, может быть дополнена или частично изменена с учётом возрастных способностей и уровня подготовки учащихся, а также от конкретных целей и направленности объединения.
Новизна программы состоит в том, что в нее наряду с курсом «Компьютерные технологии», которые включают в себя программы: Adobe Photoshop, Adobe Acrobat Reader, Arcsoft PhotoBase и т. д, Введен курс «Культурное наследие», который вносит в образовательный процесс не только региональный компонент, но и помогают ребенку осознать себя наследником огромного духовного богатства, показывают фотографию как хранительницу культуры, этноса, как оплот бессмертия. Познание истоков возникновения фотографического изображения, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально-нравственных основ художественной культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства Отечества, осознанию своих родовых корней. Партнерами в реализации данной программы становятся – дети – педагоги – родители.
Объединение "Оригами"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Бумажная планета"
педагог дополнительного образования Макарова Вера Николаевна
Программа дополнительного образования является общекультурной модифицированной программой научно-технической направленности, созданной на основе результатов работы кружкового объединения «Оригами». Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показал, что на занятиях по оригами гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. Занятия оригами и бумажной пластики позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. По функциональному предназначению программа является досуговой, учебно-познавательной и прикладной. По форме организации программа относится к групповой, кружковой. По времени реализации программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения.
Новизна программы состоит в том, что впервые в одну программу сведены разные виды деятельности работы с бумагой. Все занятия поделены на модули, каждый из которых предусматривает занятия по основным видам декоративно-прикладного искусства, связанным с использованием бумаги: аппликация, конструирование (бумажная пластика и бумажная скульптура), оригами, папье-маше.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, – от 7 до 12 лет.
В модуле «Оригами» (искусство складывания фигурок из бумаги) берётся за основу понятие «базовые формы», раскрывается теоретические, практические знания на каждый год обучения, прилагаются перечень тем с использованием базовых форм. Знакомство с основными базовыми формами (б.ф.) оригами осуществляются в три этапа:
1 этап (1 год обучения) – простейшие базовые формы;
2 этап (2 и 3 годы обучения) – базовые формы средней сложности;
3 этап (4 год обучения) – сложные базовые формы.
В модуле «Папье-маше» детей знакомят с историей техники «папье-маше» – жеваная бумага (перевод с французского). С различными технологиями «папье-маше» (маширование – наклеивание бумаги слоями, и лепка из бумажной массы), с техникой переноса бумажной массы на плоскость и создание картин в этой технике.
Модуль «Конструирование» подразделяется на блоки:
1. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.
2. Бумажная пластика. В этом модуле дети учатся работать по выкройке, переводить чертежи с помощью кальки и копировальной бумаги, создавать самостоятельно поделки.
В модуле «Аппликация» детей знакомят с приёмами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации, с приёмами выполнения одинаковых и симметричных деталей, вводится понятие «композиция». Также дети учатся создавать открытки. Помимо обычной бумажной аппликации детей знакомят с объёмной, аппликацией из природного материала, из ниток, из ткани, знакомят с техникой коллажа (приём в изобразительном искусстве при котором на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету, фактуре). Происходит знакомство с новой техникой – филигрань, искусство украшения витиеватыми кружками и завитками.
СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Объединение "ЮИДД"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Юный инспектор дорожного движения"
педагог дополнительного образования Брувель Станислав Геннадьевич
Программа «Юный инспектор дорожного движения» разработана с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, а также улучшения адаптации детей и подростков к транспортной среде в местах постоянного места жительства и учебы. Новейшие формы и методы обучения на основе современных IT-технологий, различные игры и конкурсы, проводимые на базе автогородка, агитбригады, экскурсии позволяют вовлечь воспитанников в данный вид деятельности, а работа с учащимися младшего возраста, разработка для них воспитательных мероприятий, бесед, развивает в воспитанниках объединения такие качества, как самостоятельность, внимание, аккуратность, исполнительность, ответсвенность и позволяет более глубокому омсыслению теоретических знаний.
Основными направлениями работы объединения "Юный инспектор дорожного движения" являются:
1. Организация пропаганды безопасности дорожного движения (проведение отдельных бесед, выпуск стенгазет, выставки рисунков, оформление уголков по безопасности дорожного движения, подготовка и проведение массовых мероприятий, игр, викторин, конкурсов на базе автогородка, внедрение обучающих компьютерных игр по правилам дорожного движения).
2. Шефство над детскими садами в плане пропаганды Правил дорожного движения (проведение викторин, бесед, игр, организация конкурсов, обеспечение детского сада наглядными пособиями, выполненными воспитанниками объединения на занятиях).
3. Участие в практической деятельности, направленной на обеспечение безопасности школьников (патрулирование у школ перед началом занятий и после окончания их, проведение специализированных занятий по усвоению правил дорожного движения на оборудованной лощадки автогородка, организация и проведение на базе автогородка курсов для юных велосипедистов с принятием зачетов, соревнования, технический осмотр велосипедистов).
4. Привитие школьникам практических навыков правильного поведения на улицах и дорогах (организация практических занятий по правилам дорожного движения на базе автогородка, участие в соревнованиях юных инспекторов движения, проводимых на базе автогородка, а также организация в рамках деятельности автогородка конкурса «Азбука дороги»).
Объединение "Сделай сам"
дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Мультилогика"
педагог дополнительного образования Брувель Станислав Геннадьевич
Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально талантливы. Запрещать своему ребенку на домашнем компьютере, а также прятать от него мышку – дело хлопотное, да и результат нулевой. Проще найти время и вместе с ребенком отправиться в Мульти-центр. Здесь для ребят 7–12 лет и старше предложена программа «Мультилогика» в объединении «Сделай сам». Конструирование с компьютерной поддержкой позволяет внедрять информационные технологии в образовательный процесс, овладевать элементами компьютерной грамотности, формировать у ребят умения и навыки работы с современными техническими средствами. Обучающая программа «Мультилогика» интересна тем ребятам, которые увлекаются конструированием. Из простейшего конструктора ребенок может собрать любую конструкцию, которую затем с помощью специального датчика подключает к компьютеру. Программу управления своей поделки юный конструктор создает сам. Задачи этой программы – научить детей работать со знакомыми, доступными каждому, экологически чистыми элементами конструктора. Помимо этого научить детей фантазировать и видеть необычное в самом простом и привычном, умению передавать с помощью конструктора образы реальной жизни, пробудить интерес к творчеству. Если первая модель ребенка не потребует от него больших временных затрат да еще и достаточно успешно пройдет испытания, он охотно примется за новую модель другой схемы. На моделях, которые делаются достаточно быстро, легко экспериментировать, и это может усилить желание ребенка заниматься моделированием и конструированием. Работа со старшими ребятами уже помимо моделирования и конструирования предполагает также обучение навыкам программирования. В работе с начинающими моделистами целесообразно выбирать самые простые модели такие, как «Мельница», модели, работающие от солнечных батарей. Младшим ребятам всегда необходима помощь старших товарищей, что способствует сплочению коллектива. В течение года ребята не только приобретают теоретические знания, но и обучаются практическому конструированию, что немало важно для их подготовки по приобретаемым навыкам: свободное конструирование, сенсорно-двигательная координация, языковое искусство, самовыражение и коммуникация, творческое мышление, работа в группе. Попробовав свои силы на различных моделях, приобретая начальную теоретическую подготовку и практические навыки в работе, каждый ребенок может определить для себя, что ему нравится. Главной особенностью программы является воспитание у ребят интереса и любви к технике, к многообразию моделей, предлагаемых детям для изготовления. В ходе реализации программы углубленно изучается история эволюции многообразия технических производств, что помогает ребятам расширить круг мировоззрения в области техники.